Год учителя в Российской Федерации фактически начался не с церемонии его открытия, а с начала трансляции по «Первому каналу» скандального телесериала «Школа». Ни один другой телепродукт не вызывал столько споров и не был упомянут на столь высоком уровне, как этот сериал.
Своё отношение к «Школе» публично высказали Президент России Дмитрий Медведев, премьер-министр Владимир Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Даже многолетнее реалити-шоу «Дом-2» не удостаивалось такой чести. Чем же так интересна «Школа» и чему она учит?
Мы видим жизнь обычного девятого класса из окраинной московской средней школы. В этом классе есть как «правильные», во всех смыслах позитивные ученики (танцовщица, поэтесса, хорошистка с претензией на золотую медаль, сын поварихи, сын врача-онколога и другие), так и отстающие, сбившиеся с «истинного пути» (например, девочка-эмо, скинхэд, рано забеременевшая красавица).
Педагоги из сериала живут в полностью автономном мире, никак не коррелирующем с детьми. Им не понять друг друга: слишком разные они по возрасту, по убеждениям, по социально-экологической нише. Единственной, кто способен полноценно общаться с учениками, оказывается молодая учительница физики, но и она лишается доверия подростков, совершив несколько непросительных ошибок этического плана.
Четвёртого февраля на территории нашего района, в здании новой школы № 531 прошло выездное совещание-семинар с главами районных администраций, посвящённое образовательной системе Санкт-Петербурга. С основным докладом там выступила председатель Комитета по образованию Ольга Владимировна Иванова. Одними из главных преград на пути инновационного обновления петербургских школ Ольга Владимировна назвала возрастной состав армии педагогов, некоторые из которых разменяли восьмой десяток, а также невозможность устроиться на работу в школы только что окончившим педагогические вузы молодым специалистам. «Цифровая реальность ученика против книжной реальности учителя» — этот яркий образ из доклада председателя Комитета по образованию очень хорошо иллюстрирует возникающую порой пропасть между поколениями, так хорошо показанную в «Школе».
Действительно, авторы сериала собрали вместе максимальное количество проблем и пороков, порой имеющих место в отдельных российских школах. Это и национальная рознь, и коррупционные проявления, и «аморалка», и необходимость заигрывать со спонсорами, и подростковая беременность, и членство в молодёжных неформальных группировках — список можно продолжать до бесконечности. Для чего? Очевидно, что гораздо проще бороться с указанными проблемами, зная их «в лицо», представляя их наглядно. Поэтому сериал «Школа» нужен всем нам как учебное пособие.
Полнейшей глупостью было бы полагать, что показанное в сериале имеет место поголовно во всех школах, что сериал «клевещет» на всю систему образования. И вдвойне глупо утверждать, что немедленно по окончании просмотра очередной серии все не пьющие и не курящие школьники бросятся пить и курить, вступать в близость и убегать от родителей, а родители, в свою очередь, — нести подношения или, например, разводиться.
Ещё один важный момент: с февраля сериал «Школа» — это не только телевизионные эфиры отснятых серий, но и новая социальная сеть в Интернете, где каждый школьник может обратиться к артистам сериала и попросить у них совет или просто обсудить персонажей. «Мы готовы общаться с реальными школьниками, чтобы помочь им, подсказать, посоветовать, — говорит на сайте «В школе.ру» исполнительница роли классной руководительницы 9-а Елена Папанова. — Пусть они смотрят на героев сериала и не повторяют их ошибок».
В заключение хочу привести слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «У сериала есть одна важная положительная составляющая — люди были шокированы. Иногда необходимо очень cильно испугаться, чтобы что-то переосмыслить».
Опубликовано в газете «Шпаргалка» № 1, 2010 г.