Если получением основного образования дети и подростки заняты в первой половине дня, то за их свободное время после уроков, проведённое не только не в «лапах улицы», а с максимальной пользой для последующей профессиональной ориентации или просто для получения новых умений и навыков, отвечает система дополнительного образования.
Дополнительное образование — это система клубов, кружков, секций и любительских творческих объединений, которые действуют в составе государственных и частных учреждений и оказывают образовательные услуги как бесплатно, так и на хозрасчётной основе.
В Красногвардейском районе систему дополнительного образования формируют учреждения, подведомственные сразу трём отделам районной администрации: отделу образования, отделу молодёжной политики, спорта и взаимодействия с общественными организациями, а также отделу культуры.
Отделу образования подчинены три районных столпа внеклассной работы (Дворец детства и юношества «На Ленской», Центр детско-юношеского технического творчества «Охта» и Детско-юношеский центр «Красногвардеец»), 22 Отделения дополнительного образования детей при школах и коррекционных учреждениях и 10 школьных спортивных клубов.
Отдел молодёжной политики организует деятельность двух районных спортивных школ, Центра «Физкультура и здоровье», а также шестнадцати подростково-молодёжных клубов, входящих в структуру Центра досуга «Охта».
Наконец, отделу культуры подчиняются 2 музыкальные школы и Охтинский центр эстетического воспитания.
В прошлом учебном году в системе дополнительного образования занимался 33 531 ребёнок в возрасте от 6 до 18 лет. Фактическая обеспеченность местами в учреждениях дополнительного образования детей составляет 50,9 на 1000 жителей. К 2015 году этот показатель должен составить 55 на 1000 жителей.
К 2015 году во всех образовательных учреждениях района будут открыты Отделения дополнительного образования детей широкого спектра или спортивной направленности. Кроме того, к 2013 году планируется открытие ДЮСШ № 3 для развития зимних видов спорта (керлинг, фигурное катание и прочие).
Не всегда удаётся выдерживать плотность учреждений в разных микрорайонах, адекватную количеству жителей детского и молодого возраста, а также демографическим прогнозам. Так, на Малой Охте действуют сразу 6 из 16 подростково-молодёжных клубов Центра досуга «Охта» («Юность», «Чайка», «Берёзка», «Современник», «Рубин», «Гранит»), в 3 из 4 школ работают отделения дополнительного образования, но нет ни одного учреждения художественно-эстетической или технической направленности. В густонаселённых Пороховых по-прежнему ощущается недостаточный охват клубной работой по месту жительства. А вот на Большой Охте, где детей и подростков сов-сем немного, буквально в соседнем квартале с крупным ЦДЮТТ «Охта» открылся ДЮЦ «Красногвардеец». Теперь два районных гиганта вынуждены конкурировать между собой за детское внимание.
На заседании Коллегии районной администрации 12 мая 2011 года, посвящённом дополнительному образованию, были детально рассмотрены проблемы отрасли. К ним относятся: наличие разрыва между образовательной деятельностью в учреждениях дополнительного и основного образования, дублирование программ дополнительного образования в подростково-молодёжных клубах, низкий уровень оплаты труда педагогов дополнительного образования и низкий уровень их социальной защищённости, что приводит к старению педагогических кадров.
К настоящему времени проблему подростково-молодёжных клубов удалось решить, переориентировав их на работу со студентами и рабочей молодёжью и повысив нижнюю возрастную планку контингента с 6 до 14 лет (на бюджетных направлениях). Разрыв между условной школой и условным кружком, вероятно, можно ликвидировать только в директивном порядке, обязав школы принимать во внимание успехи и заслуги учащихся, приобретённые в рамках дополнительного образования.
Проблемы маленькой зарплаты, отсутствия педагогического стажа и пенсии по выслуге лет, как отмечалось на заседании Коллегии, не могут быть решены усилиями одного городского района. Тут не обойтись без привлечения городского и федерального парламентов.
«Шесть тысяч рублей в месяц — за восемнадцать часов работы в неделю. Над этим парадоксом я бьюсь уже тридцать лет», — признался сотрудник системы дополнительного образования, попросивший не упоминать в материале его фамилию.
Не всегда удается скоординировать программы и планы воспитательной работы между различными учреждениями. Для решения этой проблемы в 2011/2012 учебном году планируется создать Координационный совет по воспитательной работе и дополнительному образованию, в который подобно городскому совету войдут представители заинтересованных учреждений и общественных организаций.
Одной из важнейших задач дополнительного образования является профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма. Дополнительное образование должно стать надёжной преградой на пути вовлечения молодёжи в экстремистские организации и религиозные секты. Очевидно, что подростки, занимающиеся под руководством довольного жизнью педагога в красивом помещении, где можно бесплатно и без затруднений петь и танцевать, пилить и строгать, шить и вязать, изучать историю родного края и писать в газету, просто общаться с адекватными сверстниками, вряд ли променяют любимое занятие на сомнительную перспективу пить и колоться, избивать людей другой национальности или поклоняться самопровозглашённому мессии.
Пока же полиция сообщает, что за 8 месяцев 2011 года несовершеннолетними на территории Красногвардейского района совершено 81 преступление, что в два с лишним раза больше, чем за 8 месяцев 2010 года. Значит, впереди большая работа.
Опубликовано в газете «Шпаргалка» № 14, 2011 г.