В конце апреля 1990 года вскоре после просмотра замечательного фильма «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли в гости ко мне пришёл одноклассник и заявил: «Женька, давай тоже делать газеты!» Напомню, что в указанном фильме одним из развлечений сына миллионера был выпуск скандального разоблачительного СМИ.
Нам было по 12 лет, жизнь вокруг нас стремительно менялась, внезапно обрушившаяся свобода манила и опьяняла, поэтому выпускать свою «газету» было вполне уместно. Один тетрадный лист с оборотом (и ещё три — под копирку), заполненный мелкими печатными буквами с большим нажимом, — вот и вся «газета», зато почти каждый день.
Когда нас стало четверо, для посещения школы появился дополнительный стимул: утром перед уроками мы обменивались написанными за предыдущий вечер «независимыми изданиями» и в дополнение к собственному взгляду на события в классе получали ещё по три точки зрения.
Чуть позже, уже в другой школе, здание которой было построено лишь в 1989 году, я обнаружил полностью исправную, но не функционирующую школьную радиосеть (или, если угодно, радиотрансляционную систему оповещения). В ответ на просьбу включить её и разрешить регулярное информационно-развлекательное вещание на переменах, скучающая заместитель директора по воспитательной работе ответила мне, что «это очень сложно», «нужно разговаривать с завхозом» и «вообще я занята».
Кружков журналистики в школах тогда не было, времена наступили тяжёлые, учителя ходили злые и голодные, поэтому и о радиоточке, и о газете, и о любой другой внеклассной работе пришлось надолго забыть.
Имея возможность сравнивать «перестроечную», постсоветскую и современную школу, если чему и завидую нынешним подросткам, то лишь немалому количеству возможностей, которыми им почему-то скучно пользоваться. К счастью, не всем: в младшей группе объединения «Юный журналист» ОДОД лицея № 533 полно пятиклассниц, которые ещё год назад самостоятельно выпускали в своём классе газету и сейчас их интерес к нашей профессии лишь разгорается. Если и в старшей школе они сумеют сохранить в себе эту «пламенную страсть», не станут томными и пафосными, то во взрослой жизни из них обязательно выйдет толк.
Чем же так важна школьная пресса? В педагогическом аспекте она создаёт условия для успешной социализации подростков, развивает их творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности, выполняет профориентационную функцию и имеет важное воспитательное значение: подростки вовлекаются в общественно-полезную деятельность по информированию неограниченного круга лиц о жизни образовательного учреждения. Вспомните классика: «Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор».
В аспекте журналистской теории школьная пресса способна занять нижнюю ступеньку в классификации всей совокупности печатных изданий по территории распространения. Мы знаем издания общероссийские («Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Коммерсантъ» и пр.), региональные («Санкт-Петербургские ведомости», «Вечерний Петербург», «Невское время», «Петербургский дневник» и пр.), районные («Вести Красногвардейского района», «Фрунзенский район», «Василеостровские новости» и пр.), муниципальные («Малая Охта», «Невское зеркало в округе Полюстрово», «Автовские ведомости» и пр.). Почему бы не добавить в эту структуру издания школьного (лицейского, гимназического, училищного) уровня? Дети или внуки школьного возраста есть у очень многих петербуржцев, и наверняка действительно неравнодушные родители не отказались бы от предложения регулярно знакомиться с новостями, планами и документами учреждения, где учится или занимается в кружке их ребёнок, читать написанные собственным чадом стихи и рассказы, сохранить на память опубликованные рисунки и фотографии! Интернет, к сожалению, пока ещё не охватил 100 % населения, да и не все школьные сайты могут похвастаться чёткой структурой и своевременными обновлениями. А вот действительно массовая (по меркам школы, конечно же), регулярная и бесплатная газета была бы многим полезна.
Необязательно делать её только площадкой для первых проб пера подающих творческие надежды детей. Публикуйте в такой газете локальные акты, правила внутреннего распорядка, методические разработки, поздравляйте через неё коллег с днём рождения и учеников — с победами в конкурсах и соревнованиях. И, разумеется, при газете должен действовать кружок журналистики, в котором подростки могли бы на полном серьёзе постигать азы профессии.
Вижу, что в большинстве своём школьные газеты представляют собой ксероксно-принтерные отпечатки с микроскопическим количеством копий и не всегда идеальным качеством. Как анекдот я рассказываю историю о том, что в одной из школ Красногвардейского района выходит газета тиражом в один экземпляр, который хранится в канцелярии в сейфе и выдаётся ученикам для прочтения под роспись и в присутствии представителя школьной администрации. Смешно? Мне — уже нет.
Ни в коем случае не хочу обидеть славных педагогов, занимающихся журналистикой в школах, клубах и «домиках». Наверняка многие из них мечтают о полноценных газетах, но крайне стеснены в средствах. В течение 2011 года я успел обратиться в несколько районных учреждений дополнительного образования, предлагая наладить выпуск большого типографского издания наподобие нашей «Шпаргалки». В ответ слышал: «Замечательно, но у нас нет на это денег!» Или: «Набирайте большой кружок и пытайтесь собрать нужную сумму с родителей!»
И снова повезло Малой Охте. Грандиозный лицей № 533 счёл полезным выпускать типографским способом тиражом почти в 1000 экземпляров газету «Малый охтинец», которую читают 1500 его учащихся и 160 его учителей. Директор лицея Майя Юрьевна Кунц не только оценила все преимущества такого издания, но и проявила столь нужную многим руководителям политическую волю, за что ещё раз благодарю её через «Шпаргалку».
«Каждому крупному образовательному учреждению — по собственной достойной газете!» — этот лозунг может стать явью.
Опубликовано в газете «Шпаргалка» № 15, 2011 г.