Студия «Юный журналист», несмотря на скромный пятилетний возраст, является одним из нескольких передовых объединений нашего Центра, делающих в своей работе акцент на профориентацию обучающихся, а также из года в год претворяющих в жизнь принцип преемственности обучения. Юные журналистки каждый год успешно поступают в вузы своей мечты и продолжают изучение профессии в условиях высшей школы.
К примеру, выпускница нашей студии 2013 года Наталья Ручина окончила 3 курс Факультета социальных технологий РАНХиГС (Президентской академии), где обучается по направлению «Журналистика». Выпускница 2014 года Алина Щеблецова окончила второй курс Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, где обучается на бюджетной основе. Выпускница 2015 года Елизавета Полуда также выбрала Президентскую академию, где для журналистов, к сожалению, не предусмотрены бюджетные места, а на 40 контрактных мест претендует гораздо большее количество абитуриентов.
В 2016 году ещё две наши выпускницы готовятся получать высшее журналистское образование.
Как же удалось достичь таких стабильных результатов?
В первую очередь необходимо отметить столь важное в педагогике целеполагание. При написании уже первого варианта образовательной программы «Юный журналист» в 2011 году в неё была заложена двухступенчатая цель: содействие творческому развитию школьников среднего возраста и содействие профессиональному самоопределению старших школьников. Действительно, если при работе с учениками 7–8 классов уместно говорить только о полезном и насыщенном досуге, то старшеклассники получают практическую помощь в подготовке к переходу в высшую школу.
Кроме того, значительную роль играет Общероссийская общественная детская организация «Лига юных журналистов», Санкт-Петербургское отделение которой почти четыре года возглавляет педагог студии «Юный журналист». Лига подписала бессрочные договоры о социальном партнёрстве с рядом крупнейших вузов Санкт-Петербурга, ведущих обучение по направлению «Журналистика». Серьёзно занимающиеся журналистикой старшеклассники активно посещают краткосрочные курсы, дни открытых дверей в вузах, пишут конкурсные и олимпиадные работы, наравне со студентами участвуют в экскурсиях, интеллектуальных играх и соревнованиях.
Наконец, самым важным фактором является категорическая ориентация студии «Юный журналист» на образовательный результат и педагогическое лидерство и связанная с этим «интровертированность». Разберём этот фактор подробнее.
Группа научных сотрудников Центра развития лидерства в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) провела в нескольких регионах страны любопытное исследование взаимосвязи приоритетов руководителей образовательных организаций и степени академической успешности их учащихся. Выяснилось, что дети лучше учатся в организациях, где руководители больше сосредоточены на педагогике, на развитии собственных методик и практик, на соблюдении сложившихся в коллективе традиций и правил, нежели на выполнении внешних предписаний и на материально-технических и финансовых вопросах. «Ориентация «вовнутрь» помогает «победить» даже сложные социальные обстоятельства работы», — говорится в докладе, подготовленном по итогам исследования.
Учёные из НИУ ВШЭ предложили руководителям решать управленческие кейсы. Например, ответить, согласились бы последние перейти на новую образовательную программу, которую рекомендует орган управления образованием и обещает за это дополнительное финансирование, или оставили бы программу уже реализующуюся и успешно себя показавшую — отказавшись от возможности привлечь дополнительные средства, но сохранив авторскую методику. Очевидно, что более высоких результатов добиваются педагогические коллективы и учащиеся, во главе которых стоит руководитель, бережно сохраняющий всё лучшее и не жертвующий своей уникальностью.
Если перенести указанную модель в уменьшенном масштабе на отдельно взятую студию, успешно действующую внутри большого Центра технического творчества, мы увидим, что она также безупречно работает. Чем меньше грубого вмешательства испытывает коллектив студии извне, чем больше возможности у педагога и обучающихся сосредоточенно работать на достижение образовательных результатов, тем выше оказываются эти результаты. При этом они имеют непосредственное отношение к профориентации и преемственности обучения.
Так, в 2015–2016 учебном году сразу девять юных журналистов нашего Центра вышли в финал Олимпиады СПбГУ «Проба пера» — это самый высокий результат среди участвовавших в Олимпиаде образовательных учреждений по всей стране. Все они прошли испытание такого уровня впервые и слегка не дотянулись до заветной планки, отделяющей финалистов от призёров и победителей. Но впереди у вчерашних дебютантов ещё две попытки — в 10 и 11 классах — и студия продолжит штурм главного вуза нашего города.
К таким же высоким образовательным результатам можно отнести первое в истории студии «Юный журналист» призовое место в очень престижном Всероссийском конкурсе для старшеклассников того же СПбГУ в номинации «Рекламные и PR-проекты». Сферой PR, связями с общественностью, массовыми коммуникациями юные журналисты ранее не занимались никогда. В минувшем учебном году попробовали впервые — и сразу получили двух финалистов и призёра заключительного этапа (II место).
Сохранить и улучшить эти результаты помогает сложившаяся за пять лет атмосфера в студии (включая обстановку), уникальные традиции, набор форм и методов работы с обучающимися. Поэтому директивное изменение обстановки, а равно требование отказаться от традиций, на которых построена добрая половина воспитательной работы, будут иметь разрушительные последствия. На предложение: «Давайте мы вам всё переиначим, а вы потом выстраивайте педагогический дискурс заново!» — ответ всегда будет отрицательным.
Грамотный выбор цели деятельности, активное развитие социальных связей и работа на высокие результаты, не допускающая распыления по мелочам и утраты собственной идентичности, позволят и вам добиться желаемого.