В 2018 году в России отмечается столетие системы дополнительного образования детей.
Сто лет назад в молодой советской республике появились «кружки» для детей: при школах, при домоуправлениях, чуть позже — при домах и дворцах культуры. В бесплатных кружках можно было научиться кроить и шить, рисовать, петь, играть на сцене, слесарить, собирать несложные модели различной техники. В бесплатных кружках по интересам дети могли отвлечься от улицы с откровенно криминальными беспризорниками и получить полезные трудовые навыки, которые позволили бы заработать на кусок хлеба и разнообразить быт будущей собственной семьи.
Вскоре деятельность кружков была названа внешкольной работой. «Драмкружок, кружок по фото, мне ещё и петь охота!» — эти строки Агнии Барто оттуда, из активной предвоенной жизни советских школьников. После уроков дети не должны бесцельно шататься по улицам, пополняя статистику уличной преступности. Задача советского школьника — выбрать заинтересовавший кружок и активной в нём заниматься. Студия юного натуралиста, дом юного техника, пионерский лагерь, дворец пионеров — эти названия помнят не только ваши папы и мамы, но и бабушки с дедушками.
После крушения Советского Союза и отмены социализма с его уникальными социальными благами внешкольное образование было переименовано в дополнительное. К счастью, в нашем городе система районных домов пионеров и юных техников была сохранена. Став называться районными домами и центрами детского творчества, детские учреждения сохранили свои здания и большинство педагогов.
Кружки теперь называются детскими объединениями, студиями, секциями, из них ушла коммунистическая пропаганда, но принцип сохранился — это, как и сто лет назад, обучение практическим навыкам в различных профессиональных сферах.
К столетию кружковой работы в Петербурге проводится фестиваль-конкурс «Вершины мастерства». Весной в номинации «Педагогические практики» в фестивале приняли участие педагоги, работающие в кружках. Как их называют теперь, педагоги дополнительного образования.
Более 70 педагогов из всех 18 районов Петербурга представили на конкурс свои лучшие педагогические практики. Практики — это не составленные лишь на бумаге проекты по работе с детьми и подростками, а описание работающих и уже реализованных идей, способных называться лучшими в городе.
По итогам двух туров конкурса жюри назвало 12 победителей — лучших в городе педагогических практик в сфере дополнительного образования детей, которые войдут в городской банк данных лучших практик.
Одной из победивших практик стало описание работы с юными журналистами в Информационном агентстве «Охтинский пресс-центр». Юные журналисты, которые будут подписывать договор с агентством, должны знать, что эта идея официально признана одной из лучших в городе.