Фильмы Леонида Нечаева —
в помощь педагогам

В начале мая замечательному советскому и российскому кинорежиссёру, Народному артисту РФ Леониду Алексеевичу Нечаеву исполнилось бы 73 года. Он снял 16 фильмов, большинство из которых — детские. Их названия известны каждому ребёнку и многим взрослым: «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Рыжий честный влюблённый», «Питер Пэн», «Не покидай», «Проданный смех», «Дюймовочка» и другие.

Многие из них вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. Тысячи девчонок и мальчишек учились по этим фильмам честности, смелости, искусству дружбы и любви. Музыку к фильмам писали замечательные композиторы Евгений Крылатов, Алексей Рыбников, Виктор Лебедев и Игорь Ефремов.

В этой работе я разберу некоторые фильмы Леонида Нечаева, имеющие, на мой взгляд, наиболее весомое значение для воспитания и развития личности ребёнка.

Чтобы получить разрешение на съёмки «Приключений Буратино», Леониду Алексеевичу пришлось предварительно взяться за заведомо провальный сценарий нравоучительного детского фильма, который никто на студии «Беларусьфильм» не хотел брать в работу. Так появилась дебютная картина «Приключения в городе, которого нет» (1974 г.). Несмотря на участие замечательных актёров (Леонида Каневского, Николая Гринько и Валерия Носика), фильм смотрится тяжело из-за слишком прямолинейной дидактической идеи.

Простой советский пионер, увлечённый техникой и не читающий классическую литературу, идёт в библиотеку, но случайно проваливается в её подвал и оказывается в удивительном городе, где одновременно живут десятки книжных героев: Дон Кихот и Гаврош, Тимур и Пеппи Длинныйчулок, Том Сойер и мастер Просперо. Все герои, даже сыгранные признанными мастерами, выглядят плоскими и картонными, поскольку слишком явно разведены на крайние полюса: «хорошие» персонажи убийственно правдивы и зубодробительно прямолинейны, «плохие» — делают только подлости, только врут и радуются неудачам других. Эту ошибку Нечаев будет исправлять во многих последующих фильмах — от продолжения сказки «Про Красную Шапочку» до глубокого и совсем недетского «Не покидай».

Если в фильме «Приключения Буратино» (1975 г.), до сих пор являющемся «визитной карточкой» Нечаева, лиса Алиса и кот Базилио носят хвосты и усы и внешне вполне напоминают животных, то, начиная с фильма «Про Красную Шапочку» (1977 г.), звери визуально смешиваются с людьми и попадают во вполне человеческие ситуации. Пожалуй, только в фильме «Безумная Лори» кошку Томасину играет настоящая кошка, но «Безумная Лори» — это не сказка, а тяжелейшая драма, снятая в переломный для всей страны 1991 год.

Отличительной чертой продолжения истории про Красную Шапочку является подчеркнутая театральная условность в изображении волков — актёры, исполняющие их роли (Владимир Басов и Николай Трофимов), даже не загримированы. В итоге волки предстают как что-то среднее между семьей лесных отшельников и бандитским кланом, как разумные существа, равные людям и способные на человеческие эмоции и поступки.

Более того, люди в фильме предстают часто более жестокими, завистливыми и жадными, нежели волки. Таковы три старухи из деревни Красной Шапочки, надеющиеся, что Шапочке выйдут боком её прогулки по лесу, или гувернантки избалованного ребенка, силой захватившие девочку в качестве игрушки для своего воспитанника.

Красная Шапочка поёт ребёнку песенку про необитаемый остров, в котором описывает гипотетическую ситуацию, требующую самостоятельных действий от человека, который никогда в жизни не сделал ничего сам. Ни наколоть дрова, ни развести огонь, ни собрать грибы и ягоды гиперопекаемая девочка не сможет, поэтому на необитаемом острове просто погибнет. В конце песни ребёнок громко плачет, но что-то в его сознании меняется.

Между сказками про Буратино и Красную Шапочку в фильмографию Леонида Нечаева вклинился вполне взрослый, но также небезынтересный в воспитательном аспекте фильм «Эквилибрист» (1976 г.). В нём рассказывается о талантливом юноше-акробате, всё детство мечтавшем выступать в цирке. Достигнув известности на манеже, вкусив славы, он ушёл добровольцем на фронт, где потерял руку, а вместе с ней — возможность заниматься цирковым искусством. Вдобавок любимая девушка вышла замуж за коллегу-акробата.

Пережив период слабости и отчаяния, главный герой становится «Маресьевым от цирка» — учится делать стойку на одной руке, прыгать сальто без помощи рук, держать баланс с помощью протеза, преодолевает последствия контузии. Ценой огромного напряжения воли и упорных тренировок он возвращается на манеж.

В 1979 году на экраны страны выходит яркий и сильный детский фильм «Примите телеграмму в долг». Исполнительница роли Красной Шапочки Яна Поплавская, также сыгравшая здесь главную роль, признаётся, что именно этот фильм больше всего ей дорог и близок.

Вполне самостоятельный деревенский парнишка Саня Линёв решил сделать своими руками реактивный летательный аппарат. Он написал несколько писем в Москву лично академику Александрову с просьбой поделиться составом топлива для такого аппарата (а потом даже отправил телеграмму). Целыми днями ухаживая за двумя маленькими братьями, он успевает проводить испытания аппарата и зарабатывает деньги на покупку новой одежды взамен испорченной: самостоятельно продаёт на рынке фрукты, перевозит на своём велосипеде купленную заказчиками мебель из магазина в частные дома, придумывает несложный прибор для замера развала-схождения у автомобиля.

Всё меняется, когда главный герой случайно встречает капризную и заносчивую девочку, дочь высокопоставленного столичного дипломата, недавно вернувшегося из длительной зарубежной командировки. Девочка с пренебрежением относится к бесхитростным увлечениям Сани Линёва, и тогда он открывает ей свою главную тайну — блиндаж, сохранившийся в полях за деревней со времён войны, где спрятаны недоработанный летательный аппарат и запасы топлива. Девочка презрительно относится и к этому открытию: приводит в блиндаж свою городскую компанию, которая поджигает подземное сооружение, не зная о его «начинке». Пытаясь спасти топливо, Саня Линёв не успевает вовремя, во время взрыва получает ожоги и переломы.

Проходит полгода, наступает зима. Саню Линёва выписывают из больницы, где до этого буквально собрали по кусочкам. Опираясь на палку, он возвращается в родной дом, где его ждёт письмо от академика Александрова с пожеланием успехов и описанием топлива и ещё один сюрприз… В дверь стучится та самая девочка, совравшая родителям Сани, что приехала с родителями из Москвы кататься на лыжах. Как вскоре узнают зрители, она сбежала из дома и проехала полстраны, чтобы увидеть его — самостоятельного, цельного и целеустремлённого паренька.

Фильм заканчивается потрясающей сценой детской влюблённости: главные герои сидят в блиндаже у костра и нежно смотрят друг на друга. Финал у Нечаева остаётся открытым. Мы не знаем, как сложатся судьбы влюблённых детей, как быстро найдут и заберут обратно девочку, удастся ли взлететь на реактивном аппарате главному герою. Но мы убеждены в том, что твёрдое следование большой цели обязательно приведёт к успеху, а яркая волевая личность получит в награду не только поддержку своих начинаний, но и любовь.

Леонид Нечаев остаётся, пожалуй, непревзойдённым мастером показа детской влюблённости и любви. Выпукло и красочно, при этом без грамма пошлости он демонстрирует зрителям зарождение ещё неосознаваемого чувства, первую симпатию, восторг от нахождения рядом с объектом влюблённости.

С обожанием смотрят друг на друга главные герои фильма «Примите телеграмму в долг», лисёнок Людвиг 14-й Ларсон гладит и обнимает цыплёнка Тутту Карлсон, весело болтают и что-то шепчут друг другу на ухо показанные в детстве герои фильма «Эквилибрист», а мальчикам-зрителям нельзя не влюбиться в нежную и ласковую Венди из «Питера Пэна».

На пороге совершеннолетия и вступления во взрослую жизнь симпатия и влюблённость приобретают вполне осязаемые черты. Трагически обрывается зарождавшийся роман принца Патрика и служанки Марселлы в фильме «Не покидай», главная героиня фильма «Репетитор» 18-летняя Катя Батистова падает в объятия взрослого наставника, пообещавшего подготовить её к поступлению в ВУЗ.

В фильме «Рыжий честный влюблённый» (1984 г.) мы знакомимся с противостоящими кланами лис и куриц, ведущими войну на истребление. Представить себе общение, дружбу, влюблённость между его представителями просто невероятно. Поэтому когда самый младший лисёнок из авторитетной семьи сначала заявляет, что не будет хитрить и обманывать, а потом заводит дружбу с очаровательным цыплёнком, он моментально становится изгоем. Его не понимают в семье, начинаются проблемы в школе, старший брат ссорит его с последними друзьями — зайцами. Тем не менее, честность, открытость и чистота помыслов лисёнка позволяют ему обрести новых, совершенно неожиданных друзей и в конце фильма даже спасти свою семью от верной погибели.

А вот те, кто привык только красть, хитрить и обманывать, остаются в дураках. Преподавательница «хитрологии» из лисьей школы, придя к родителям лисёнка Людвига, чтобы поговорить о его успеваемости, в точном соответствии с заповедями своего предмета ворует у родителей целую сковородку с карпами. «Это педагогическая проблема!» — замечает мама Людвига.

История лисёнка Людвига местами перекликается с сюжетом вышедшего в том же 1984 году фильма Ролана Быкова «Чучело». Правда, в детской сказке тема ребёнка — «белой вороны» раскрывается гораздо мягче.

В разгар перестройки, в 1989 году, Леонид Нечаев снимает третий фильм по сценарию Георгия Полонского «Не покидай» (первые два — «Рыжий честный влюблённый» и «Репетитор»). В основу сценария легла абсурдистская сказка Уильяма Теккерея «Кольцо и роза», но в фильме от неё не осталось, к счастью, почти ничего. Несмотря на то, что всесоюзная телепремьера фильма состоялась в рамках программы «В гостях у сказки» у доброй «тёти Вали» Леонтьевой, «Не покидай» — совершенно взрослый фильм, подлинное наслаждение от которого можно получить в относительно зрелом возрасте.

Действие происходит в маленьком королевстве под названием Абидония. На троне сидит король, но на самом деле государством управляет канцлер: определяет внешнюю и внутреннюю политику, особое внимание уделяя политическому сыску и своевременной изоляции неблагонадёжных, лично допрашивает арестованных.

Кажется, что сложившуюся систему ничто не сможет поколебать. В реальной жизни власть канцлера продолжалась бы бесконечно, а в сказке избавление приносит волшебная синяя роза. Все, кто вдохнут её аромат, не смогут лгать и будут вынуждены говорить только правду.

Только благодаря розе выяснится, что действующий король получил трон незаконно, что настоящий наследник престола — не он, а принц Патрик, что армия давно недовольна канцлером и мечтает избавиться от него. Попав в безвыходную ситуацию, канцлер кончает жизнь самоубийством, но прежде предупреждает революционно настроенных придворных, что простым жителям Абидонии не нужны ни правда, ни свобода.

Как уже говорилось ранее, в этом фильме нет однозначно плохих персонажей. Управляемый канцлером король тяготится своим статусом и больше всего на свете мечтает сходить в ночное с любимыми конями. Его супруга королева ничего не знала о заговоре и потрясена коварством своего мужа и канцлера. Агент канцлера, приставленный следить за принцем Патриком, учит его фехтованию и убедительно доказывает, что не стоит кончать с собой в порыве юношеской страсти. А вот сам Патрик, который на протяжении всего фильма бросает печальные взгляды и молчит, в финале ехидно говорит канцлеру: «Вас повесят».

А ещё фильм показывает, как болезненно происходят перевороты, как ломаются люди при смене власти, сколько неприятной правды всплывает на поверхность, сколько невинной крови проливается при этом. Говорят, «Не покидай» настолько не понравился Михаилу Горбачёву, что последний генсек и первый президент СССР велел больше не показывать его на телевидении.

Запрещай — не запрещай, но, как известно из новейшей истории, совсем скоро кровь начала литься повсеместно: в Тбилиси и Нагорном Карабахе, в Оше и Вильнюсе, в Москве и Приднестровье, в Абхазии и Чечне. Правда, это уже не педагогическая проблема…

Опубликовано в газете «Шпаргалка» № 22, 2012 г.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.