Как и ожидалось, статья «Бедная, бедная детская журналистика» вызвала множество взволнованных откликов. В их числе был призыв прекратить критику далёких от идеала мероприятий по работе с юными журналистами и вернуться к изложению позитивных сценариев развития этой сферы.
В мае актив регионального отделения Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов» подготовил проект Концепции развития детской и школьной журналистики в Санкт-Петербурге. Позволю себе пересказать основные положения этого важного для нас документа. Сразу отмечу, что внимательные читатели, регулярно знакомящиеся с передовыми статьями по проблемам детской журналистики, встретят в этом тексте множество знакомых тезисов.
По данным городского отделения Лиги юных журналистов, в Санкт-Петербурге детские (школьные) средства массовой информации (газеты, журналы, а также радио- и телестудии) существуют в двухстах образовательных и досуговых учреждений. К выпуску этих СМИ имеют непосредственное отношение 2–3 тысячи петербургских детей и подростков.
Однако качество большинства этих изданий оставляет желать лучшего. Причиной тому является целый ряд факторов.
Во-первых, школьные СМИ возглавляют, в подавляющем большинстве случаев, школьные педагоги, не являющиеся профессионалами в журналистике и не способные ни грамотно обучать своих учеников основам журналистики, ни правильно сформулировать концепцию издания, его дизайн и т.д. Руководителей школьных СМИ нигде целенаправленно не обучают. У них нет методической литературы, методического объединения. Почему-то считается, что учитель литературы или информатики вполне может делать газету.
Во-вторых, школьные СМИ зачастую имеют слабое техническое обеспечение. Особенно это касается полиграфических мощностей, позволяющих печатать газеты и журналы (а также аппаратуры для качественной трансляции радио- и телепередач).
Наконец, несмотря на объявленную политику информационной открытости в образовании, школьные СМИ, которые могли бы стать одним из важнейших инструментов её реализации, не рассматриваются в таком качестве руководителями образовательных учреждений. Более того, господствует взгляд на школьное СМИ, как на некую «показуху», в которой содержание определяется педагогами и представляет собой бодрые рапорты или скучные отчёты. Любая проблема, а тем более критика в школьных СМИ считается крамольной, а выступившие с ней школьники и допустившие такое «кощунство» руководители редакций немедленно подвергаются санкциям со стороны руководства школ.
При этом в городе работают семь ВУЗов, имеющих кафедры журналистики. По количеству СМИ город на Неве является одним из лидеров в стране. Существует сильный, влиятельный Союз журналистов.
В наличии большого количества грамотных, мотивированных, самостоятельно и осознанно выбравших журналистику в качестве будущей профессии, владеющих основами профессионального мастерства старших школьников должны быть заинтересованы все субъекты общественных отношений, связанных с процессом профессионального самоопределения:
— сами старшие школьники, полностью готовые к поступлению в ВУЗ на давно выбранное любимое направление;
— их родители, заинтересованные в успешном воплощении в жизнь плодов профессионального самоопределения старших школьников;
— педагоги дополнительного образования, возглавляющие объединения журналистики;
— администрация общеобразовательных учреждений, ведущая статистику успешного поступления своих выпускников в ВУЗы;
— ВУЗы, имеющие кафедры или факультеты журналистики и заинтересованные в мотивированных и грамотных абитуриентах;
— будущие работодатели (творческие коллективы редакций средств массовой информации);
— обыватели — потребители информации, получаемой из СМИ.
В Концепции развития детской и школьной журналистики в Санкт-Петербурге могут быть выделены четыре основных направления: методическое, профориентационное, материально-техническое и гражданско-патриотическое.
Главной задачей методического направления должна стать подготовка педагогов — руководителей школьных редакций путём организации краткосрочных курсов повышения квалификации по направлению «руководитель школьного СМИ» с выдачей свидетельства, издания методической литературы и формирования городского методического объединения.
Задачами профориентационного направления являются организация Школы юного корреспондента при Союзе журналистов Санкт-Петербурга при участии Лиги юных журналистов, организация городского конкурса на лучшую школьную (внешкольную) газету (теле- , радиопрограмму, интернет-газету) и лучшего юного журналиста (теле-, радио-) Петербурга, организация экскурсий для юных журналистов в городские СМИ и на журналистские факультеты ВУЗов, а также прохождение практики в городских СМИ.
Материально-техническое направление необходимо выделить в Концепции для проведения целенаправленной работы по оснащению школьных редакций копировально-множительной, брошюровальной техникой, настольными издательскими комплексами, лицензионным программным обеспечением, расходными материалами. Для справки: если лицензия на последнюю версию профессиональной издательской программы Adobe InDesign для коммерческих потребителей стоит 26 тысяч рублей, то для образовательных учреждений — всего 7 тысяч рублей. Согласитесь, это посильная сумма для крупного районного дома творчества, желающего иметь в своём составе авторитетное и перспективное объединение журналистики.
Наконец, в рамках гражданско-патриотического направления планируется проводить общегородские встречи юных журналистов с интересными людьми (примером станут наши «Встречи на Малой Охте», которые по понятным причинам сменят название), создать городское детское информационное агентство и Интернет-газету, а также музей детской журналистики Ленинграда — Санкт-Петербурга. Полагаю, что интеллигентный читатель содрогнётся, узнав о том, что весь архив ленинградской детской газеты «Ленинские искры» (включая полную подшивку), на которой выросло не одно поколение наших земляков, в настоящее время хранится на дому у одного из энтузиастов детской журналистики. К счастью, архив не утрачен, но уже давно невостребован и недоступен широкой аудитории.
Результатами реализации Концепции должны стать:
— создание единой городской сети школьных редакций;
— формирование системы обучения педагогов — руководителей школьных СМИ;
— создание многоуровневой системы допрофессиональной подготовки, в которой объединения (кружки) журналистики станут, с одной стороны, инкубатором для взращивания кадровой смены с самого юного возраста, а с другой стороны, фильтром на пути в профессию для недобросовестных, неграмотных, не склонных к саморазвитию подростков;
— рост эффективности в реализации политики информационной открытости в образовании.
Опубликовано в газете «Шпаргалка» № 22, 2012 г.