Ещё пару лет назад известный московский исследователь печатных СМИ, вице-президент Гильдии издателей периодической печати, член правления Всемирной газетной ассоциации, медиа-менеджер Василий Гатов «пугал» представителей газет и журналов прогнозами о скорой и неизбежной гибели классической профессиональной журналистики (и, в первую очередь, бумажных СМИ) под натиском армии «партизан» — блогеров-любителей.
«Газетам будет очень плохо, они умрут за ненадобностью» — этот и другие подобные заголовки заинтересованный читатель без труда обнаружит в Интернете в связке с упомянутой фамилией.
Действительно, в самом начале десятилетия так называемая «народная» или даже «гражданская» журналистика была на пике моды: «Ты — очевидец», «Мобильный репортёр», «Пришли нам свой сюжет и выиграй приз». Человек, случайно оказавшийся первым на месте происшествия, становился обладателем эксклюзивного материала, которым тут же мог распорядиться по своему усмотрению: выложить в собственный блог или продать «акулам».
Скорость — очень важный атрибут современного медиа-сообщения, но далеко не единственный (есть ещё и качество, и эмоция, и стиль, и доверие). С одной стороны, пока из редакции на место происшествия доберётся корреспондент с профессиональной фото- и видеотехникой, наш «простой парень» уже успеет всё заснять на крохотную камеру своего мобильного. С другой стороны, изучать дрожащие мутные разводы и прислушиваться к дрянному звуку телефонной камеры профана-блогера потребителям информации будет интересно лишь первые десять-пятнадцать минут. Потому что совсем скоро напрягать зрение и слух уже не потребуется, ибо в Сети появятся профессиональные снимки и записи, сделанные специально обученными журналистами, а к концу дня подоспеет и анализ события, выполненный «яйцеголовым» обозревателем, сидящем на окладе, опять же, в профессиональном СМИ. Качество на первых секундах забега за сенсацией немного уступит скорости, но вскоре обгонит её и на финише всё равно возьмёт главный приз.
Вопреки прогнозам Василия Викторовича, блогеры пока не совершили ни информационную, ни культурную, ни, тем более, социальную революцию. От чего или от кого «примут смерть» наши газеты и примут ли?
Наиболее распространённый аргумент против «бумаги» — повсеместное внедрение гаджетов и вызванный этим безвозвратный переход традиционных газет к электронному варианту издания — я решительно отвергаю. Читатели пенсионного и предпенсионного возраста уже никогда не «пересядут» на «планшеты» — они являются нашим бесценным ресурсом. А главное — если в Москве и Петербурге подростки могут выклянчить у родителей поочерёдно айпод, айфон и айпад, это вовсе не означает, что так живёт вся Россия. Чаще бывайте в райцентрах и отдалённых деревнях — глядишь, научитесь айпадом дрова колоть…
На мой взгляд, реальными угрозами являются пренебрежение извне и вырождение изнутри.
Если представители власти любого уровня — от муниципального до федерального — будут относиться к журналистам как к обслуживающему персоналу (к уборщице, вахтёру, в лучшем случае, официанту), газеты ждёт неминуемая смерть, потому что читать их будет просто противно. Если сами газеты будут только потакать читателям, а не воспитывать их; только развлекать, а не заставлять задуматься, то есть работать по законам шоу-бизнеса в самом мерзком смысле этого слова — читать их будет противно вдвойне.
Днём работать журналистом, а вечером вести детский кружок, днём делать взрослые газеты, а вечером — детские очень интересно. Можно постараться хотя бы нескольким неглупым подросткам привить стандарты качества нашей работы; объяснить, как важно проверять факты, сопоставлять их и делать выводы, как интересно проводить исторические параллели; рассказать, что такое анализ информации и почему аналитические жанры умирают в газетах первыми.
Теперь о шоу-бизнесе. На семинаре для руководителей школьных редакций, проходившем в рамках одного из престижных детских творческих конкурсов, автору этих строк было сказано следующее: «Мы снизили вашей газете баллы, потому что нашли на её страницах разбор того, в каких конкурсах вы участвовали в прошлом году и почему проиграли. Лучше бы вы съездили с детьми на фабрику мороженого и написали об этом, как наши победители!»
Употреблению мороженого наших детей вполне успешно учит вся массовая культура. А кто научит развиваться и расти над собой? Как можно победить завтра, если сегодня не разобрать причины вчерашнего поражения и не понять, чего именно не хватило, что нужно «подтянуть»? Где критерии, где таблицы с баллами? Как учить и воспитывать детей, если совершенно не ясно, чего от нас хотят? «Пишите о мороженом — и будете успешными», так что ли?
Беспристрастно сделанные выводы далеко не всегда бывают приятными. Реальная жизнь состоит не только из «креатива» и «позитива». Человеческие пороки и низменные страсти уверенно побеждают и отнюдь не собираются исчезать с лица Земли. Время от времени случаются ЧП и скандалы, а большие и маленькие начальники «садятся в галошу». Значит, нужно говорить и об этом, в том числе в школьных газетах.
Можно учить юных журналистов лицемерию, заставляя их писать о бездарном мероприятии как о гениальном, потому что его провела тётя-завуч и потому что мы «не будем выносить сор из избы». Можно выкидывать из школьных газет проблемные материалы, а саму газету превращать в благостную декорацию, которая нужна тёте-учительнице, чтобы отчитаться перед тётей-директором. Сиюминутная выгода очевидна, но если посмотреть в будущее и начать анализировать, вскоре станет ясно, что сегодняшние дети — это завтрашние взрослые, которые, пройдя такую «школу», навсегда решат, что газеты — это враньё и лицемерие, что они нисколько не отражают объективную реальность, а только деформируют её.
Значит, у газет всё-таки нет будущего.
В печатных изданиях не публиковалось