Хватит играть в бога

На Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют», когда были выполнены все задания, посещены с экскурсией все запланированные объекты, молодые завучи и педагоги дополнительного образования собрались на круглый стол по проблемам современного образования. Вели его проректор и помощник ректора челябинского аналога нашей АППО.

Несколько членов жюри — женщин, всю жизнь посвятивших работе в школе, — выдвинули в адрес социальной группы «современные дети» несколько забавных претензий.

Претензия первая. Современные дети, начиная едва ли не с первого класса, знают о том, что у них есть права, и требуют их соблюдения.

Претензия вторая. Современные дети имеют слишком много альтернативных источников информации и больше не воспринимают учителя в качестве гуру, владеющего монопольным правом на толкование картины мира.

Претензия третья. Если кто-нибудь случайно говорит детям, что, согласно действующему закону, учителя являются равноценными партнёрами учеников в системе образования и обязаны предоставлять качественные образовательные услуги, сакральный образ гуру рушится окончательно.

На том же конкурсе, только днём раньше, мне довелось стать свидетелем разговора двух учителей из московской гимназии № 1518 — математики и информатики.

«Надоело носить домой пачки тетрадей на проверку! Хочу сделать так, чтобы дети писали все примеры и задачи стилусом по экрану планшетного компьютера и скидывали выполненные задания мне по Wi-Fi» — сказал учитель математики, молодой мужчина.

«Чисто технически это делается очень просто. Единственная проблема в том, что тебе придётся либо носить четыре планшета с разными операционными системами, либо выдать детям одинаковые планшеты», — ответила учительница информатики, женщина средних лет.

Мне почему-то кажется, что эти двое учителей смогут найти контакт с детьми и пробудить интерес к учёбе, а у дам, выдвигающих претензии, такой контакт давно потерян.

***

Во второй половине XIX века в России наблюдался расцвет новаторской педагогической мысли. Не только теоретики педагогики, но и философы, писатели стремились создать образ идеального российского учителя. Все они сходились в мысли о том, что, выражаясь современным языком, успешным педагогом может стать только человек, «горящий» своим делом и постоянно развивающийся.

В книгах философа и педагога, профессора Московского университета Памфила Даниловича Юркевича «Чтения о воспитании» (1865) и «Курс общей педагогики с приложениями» (1869) можно встретить наставления учителю использовать в качестве основных инструментов в своей работе авторитет и любовь, иначе всякие воспитательные меры будут носить поверхностный характер. По мысли П.Ф. Юркевича, учитель обязан постоянно получать самообразование, поскольку не идущие вперёд — пятятся назад, а не обновляемое регулярным самообразованием знание теряет такие важные качества как живость, сила и свежесть.

С ним согласен педагогический писатель Ф. Мерь, говоривший, что учитель должен заботиться о самообразовании, чтобы служить образцом для учеников.

Педагог и методист-словесник, последователь К.Д. Ушинского Василий Иванович Водовозов в своих учебно-методических пособиях для начальной и средней школы утверждал, что хороший учитель должен иметь познания не столько обширные, сколько разнообразные.

Сам Лев Николаевич Толстой не остался в стороне от обсуждения личности учителя и ценностей педагогики. Известно, что он является автором нескольких педагогических статей, написанных по итогам изучения зарубежных образовательных систем того времени. Толстой считает, что преподавание, которое является искусством, представляет собой бесконечные возможности для самосовершенствования и развития, где совершенство и оконченность недостижимы. Что же касается личности учителя, то последний должен иметь интерес, благодаря которому он будет действовать и пробуждать интерес в учениках.

***

Даже в двадцатые годы прошлого столетия самостоятельность и общественная инициатива учащихся всемерно поощрялась. Именно в этот исторический период уходит корнями так называемая «проектная деятельность», которая сейчас подаётся как «инновационнейшая инновация» и «современная технология».

Но совсем скоро наше государство приняло крайние формы тоталитаризма, любое инакомыслие пресекалось на корню, а вместо размышляющих и сомневающихся личностей потребовались выполняющие приказ бойцы. Система образования, всегда выполнявшая социальный заказ, не осталась в стороне. Советская школа тоталитарного периода блестяще показана в фильме Юрия Кары по повести Бориса Васильева «Завтра была война». Старшеклассницу проще довести до самоубийства, чем выслушать и понять. В туалетах для девочек нельзя вешать зеркала, чтобы оные думали не о собственной красоте, а исключительно о Родине.

Согласитесь, что в описанной ситуации учителю вовсе не требуется совершенствоваться, самообразовываться и завоёвывать у детей авторитет. Достаточно требовать и карать, держать в жёстких рамках, а если и проявлять гибкость, то только вместе с линией партии.

Не спорю, качество образования было высоким. По данным ЮНЕСКО, Советский Союз в 1990 году занимал по этому показателю третье место в мире. Совсем другой вопрос, ценой какого нервно-психологического напряжения оно давалось.

***

Хочется верить, что тридцатые годы не повторятся в нашей стране никогда, в том числе и в педагогике. Но отголоски того времени и тех порядков ещё слышны. Ещё многим коллегам хочется играть перед детьми в бога. Ещё многим хочется, чтобы дети уважали их просто так, «по должности», потому что тридцать лет назад они окончили педагогический вуз. К счастью, дети не знают, что такое «по должности»…

Заинтересовывать детей, проявлять к ним и их увлечениям искренний интерес, уважать их права, идти в ногу со временем, выстраивать равноценные партнёрские отношения, не боясь оказаться на одной планке с ребёнком, невероятно сложно. И одновременно — очень просто, если любить детей, а не себя в профессии и понимать, что времена монополии на истину давно и безвозвратно прошли.

Опубликовано в газете «Шпаргалка Красногвардейская» № 1, 2014 г.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.