социальное проектирование
Сборник детских коллективных интервью к 70-летию Победы «Пять бесед о войне»
Проект Информационное агентство «Охтинский пресс-центр»
Конспекты занятий
Конспект занятия «Информационное сообщение»
Конспект занятия «Репортаж»
Аннотация образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный журналист» имеет социально-гуманитарную направленность.
Программа направлена на организацию допрофессиональной подготовки по группе профессий, связанных с журналистикой и массовыми коммуникациями, социально-значимой деятельности учащихся в рамках детских и молодежных печатных и электронных средств массовой информации, а также на социально-педагогическую работу с коллективом.
В русле тенденции на гуманизацию образования, в связи с возрождением интереса к творческой деятельности, с ростом значимости средств массовой информации как фактора, влияющего на формирование мировоззрения граждан, а также с востребованностью профессии журналиста на рынке услуг (в том числе и образовательных), появилась необходимость обучения навыкам журналистской деятельности уже в средней школе.
Из всех современных видов средств массовой информации наиболее доступными в организационно-техническом и финансовом аспектах являются печатные (газеты, журналы), а также сетевые (Интернет-СМИ) и радио. Именно на них ориентирована данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа.
Практическая часть программы заключается в выпуске силами учащихся учебной газеты, в записи собственной радиопрограммы, в создании учебного сайта и его продвижении в Интернете, в частности в социальных сетях и блогах.
Новизна данной программы заключается в обучении подростков основам профессии на базе многолетнего журналистского опыта педагога, продолжающего работать журналистом и редактором параллельно с преподавательской деятельностью. Такой подход позволяет значительно повысить качество обучения, стимулировать интерес учащихся к изучению профессии журналиста благодаря следующим факторам:
— обучение строится на личном примере («Вы делаете детские газеты, а я в это самое время делаю газеты взрослые», «Вы пишете заметки и репортажи — я тоже»);
— в качестве дидактического материала при изучении большинства письменных журналистских жанров используются собственные тексты педагога, написанные для различных средств массовой информации, в том числе для газет Красногвардейского района Санкт-Петербурга, являющегося родным для большинства учащихся;
— педагог имеет возможность разбавлять сложный лекционный материал по теории журналистики реальными примерами из собственной профессиональной деятельности, из жизни знакомых петербургских журналистов;
— в отличие от коллег, не имевших профессионального опыта в журналистике, педагог стремится не эстетизировать данную профессию, но объективно показать все её преимущества и недостатки, разъяснить последствия недобросовестной работы журналистов, разоблачить заведомо лживые публикации, уделить внимание проблемам журналистской этики.
Актуальность данной программы состоит в жёстком нацеливании учащихся на дальнейшее углублённое изучение профессии в высшей школе, для чего в содержание программы включены адаптированные для школьников вузовские дисциплины (история зарубежной, отечественной и детской журналистики, основы газетного дизайна, экономика современного СМИ, правовое поле журналистики, психология журналистики, стилистика русского языка и другие). Теоретический материал ряда других тем программы (технология интервью, Интернет-СМИ и блогосфера, основы радиожурналистики и т.д.) составлен на основе лучших учебников и учебных пособий МГУ, СПбГУ, других университетов.
Педагогическая целесообразность программы заключается в вовлечении учащихся в общественно-полезную деятельность по информированию неограниченного круга лиц о жизни образовательного учреждения и целого микрорайона; в профессиональном самоопределении учащихся на получение специальностей журналиста, редактора, специалиста по связям с общественностью и т.п.; в предоставлении учащимся возможности попробовать себя в качестве сотрудника полноценного печатного и электронного средства массовой информации (корреспондента, верстальщика, редактора, фотографа, веб-дизайнера, диктора и т.д.);
Цель — содействие развитию творческих и интеллектуальных способностей школьников среднего возраста с последующей допрофессиональной подготовкой школьников старшего возраста по группе профессий, связанных с журналистикой и массовыми коммуникациями.